Школьные сочинения по литературе


Анализ последней встречи Раскольникова и Порфирия Петровича по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»


Порфирий Петрович приходит к Раскольникову «с открытым и прямым предложением – учинить явку с повинною». Молодой человек для него необычен прежде всего тем, что он не просто убийца, решившийся на преступление ради низменных благ. Следователь понимает, как опасен для общества преступник, который живет лишь своей теорией, лично созданным сводом законов, что дает стимул на неосознанное зло. «А опасен этот подавленный гордый энтузиазм в молодёжи!» - говорит Порфирий Петрович, убежденный в нелепости и фантастичности статьи Раскольникова. Именно убежденные в своих теориях люди способны на убийство ни в чём не повинных. «А выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали!» - произносит следователь. Но целью его было не просто посадить виновного в тюрьму. Он хочет, чтобы Раскольников сам осознал неправильность своей теории через принятие страдания. Он пришел дать ему совет не только как юридический представитель, а и как человек человеку: «Знаю, что не веруется, - а вы лукаво не мудрствуйте; отдайтесь жизни прямо, не рассуждая…».

Начав беседу с убийцей, следователь чувствует свое выигрышное положение перед ним. Он спокойно изучает Раскольникова и его комнату, ведёт себя размеренно и иногда наигранно. Следователь пытается создать непринужденную обстановку, но своими «улыбочкой» и «радостью» только настораживает молодого человека. Раскольников ведет себя совсем по-другому. Он испытывает и без допросов угрызения совести, а сейчас, под пристальным взглядом следователя, тем более не находит себе места: «Ну, говори же, говори же, - как будто так и хотело выпрыгнуть из сердца Раскольникова». Реплики следователя Раскольников мысленно сопровождает комментариями: «Об чём он говорит, - терялся он про себя, - неужели же в самом деле за виновного меня принимает?». Студент напряжен, его нервы натянуты, он боится, как бы не произнести лишних слов. Но в дальнейшем, в словах и действиях Порфирия Петровича становится ярче видна его доброжелательность, когда он говорит Раскольникову, «что нам по откровенности теперь действовать лучше», и вместе с этим опускает глаза, «как бы не желая более смущать своим взглядом свою прежнюю жертву и как бы пренебрегая своими прежними приемами и уловками». Он показывает свою человечность, говорит, что он «чувствующий и сочувствующий, пожалуй, кой-что и знающий», советует Раскольникову выбрать путь «очищения». Раскольников стал еще более раздражительным и неспокойным: «Да вы-то кто такой, - вскричал он, - вы-то что за пророк?». Он понимает, что ему уже не избежать приговора, но всё же стоит на своем: «…я вам ни в чём не сознался».

Порфирий Петрович предлагает «учинить явку с повинною», чтобы прежде всего Раскольников очистил свою душу, а потом уже упразднил себе наказание. «В страдании есть идея», - говорит следователь, пытаясь в неверующем студенте увидеть понимание своих слов. Он не может сурово относиться к Раскольникову, несмотря на то, что тот – преступник. Порфирий Петрович испытывает к нему уважение. Перед ним личность, которая сформировалась в обстановке «душевного города», где царила жестокость и несправедливость. Именно эта суровая обстановка повлияла на мировоззрение молодого человека. «Ведь понимаю же и я, каково это всё перетащить на себе человеку, удручённому, но гордому, властному и нетерпеливому… Я вас, во всяком случае, за человека наиблагороднейшего почитаю-с…», - произносит следователь. Он уважает Раскольникова за то, что студент при всём своем положении смог сохранить гордость и не просто написал статью, а и не побоялся испытать на себе сложенную теорию; уважает за внутреннюю силу, которую не сломили трудности. «Чувствовали, много уж чувствовали», - говорит Порфирий Петрович, потому что понимает Родиона Раскольникова. Это характеризует его как умного, наблюдательного и понимающего человека, который желает добра. Следователь пытается убедить Раскольникова, что у него есть смысл жизни: «Станьте солнцем, вас все и увидят». Нужно лишь изменить себя, то есть прийти к вере и искренне раскаяться в содеяном. «Ещё бога, может, надо благодарить; …может, вас бог для чего и бережёт. А вы великое сердце имейте, да поменьше бойтесь», - Порфирий Петрович старается зародить в Раскольникове желание жить, жить по-настоящему, с чистой душой.

Несмотря на то что Раскольников присутствует в комнате, когда следователь советует ему иной путь, он Порфирия Петровича не слышит и не пытается услышать. Он, наоборот, «с раздражительным нетерпением выжидал время, когда, … тот выйдет на улицу…». Безусловно, он понял, что теперь его ждет каторга, но на его теперешнее отношение к собственной теории следователь особо не повлиял. Пусть он постепенно разубеждался в своей теории, но всё-таки не разочаровался в ней до конца… пока существовал Свидригайлов. Ведь он тоже, как и главный герой, выступал с похожей идеей: «всё дозволено». Это был пример того, что подобные теории еще могут существовать в такой несправедливой среде. На мировоззрение студента повлияли другие причины: самоубийство Свидригайлова, раскаявшегося в поступка; влияние Сони; его сон на каторге, где он явно видит, к каким войнам привела бы его идея. Только после этого Раскольников начинает чувствовать себя свободным, словно перед ним открывается новая жизнь – путь к людям. Моё отношение к главному герою неоднозначно. С одной стороны, он преступник, а с другой – «живущий в крайней бедности» студент, способный рассуждать, жертвовать собой, добрый и отзывчивый. Но к его теории нельзя относиться положительно, ведь на чужом несчастье счастья не построишь, и ни один человек не имеет право занимать место Бога и решать судьбы людей. К тому же Раскольников пошёл на убийство старухи не столько для всеобщего блага, как просто из принципа, чтобы определить: относится ли он к категории «творцов истории». Но он не смог усмирить своё доброе сердце, не смог стать хладнокровным как его кумир Наполеон; теория потерпела крах. Раскольников боролся с несправедливостью, прошел через муки и страдания, поэтому можно сделать вывод, что он не только неудавшийся наполеон, а и страдалец за человеческие ценности.

Главная

Выберите автора произведения

Блок А. А.
Бунин И. А.
Гоголь Н. В.
Гончаров И. А.
Горький М.
Грибоедов А. С.
Достоевский Ф. М.
Куприн А. И.
Лермонтов М. Ю.
Пушкин А. С.
Толстой Л. Н.
Тургенев И. С.
Тютчев Ф. И.
Чехов А. П.





http://soch10.narod.ru/

Rambler's Top100
Hosted by uCoz