Школьные сочинения по литературе


Анализ рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья»

Рассказ "Попрыгунья" был завершен в 1892 году и относится к позднему творчеству Чехова.

Автор стремится обратить внимание читателя на жизнь с философской стороны, иначе говоря, пытается объяснить, что и так коротка, чтобы растрачивать ее по пустякам; и надо жить осознанно,  чтобы потом не пришлось жалеть о своих поступках. Также раскрывается тема трагической судьбы человека под влияние окружающей среды. Основу сюжета составляет семейная драма. В этом рассказе Чехов отходит от традиционной схемы, поэтому рассказ начинается с того, чем обычный рассказ чаще заканчивается - свадьбой.

Развитие сюжета наблюдается в стремлении героини искать выдающихся людей, но она никак не находит выдающимся своего мужа. Это происходит только во время финального события - смерти Дымова, которая происходит внезапно. Композицией рассказа является расстановка образов. Героев можно поделить на две группы: это, те, кто принадлежит к "творческой интеллигенции" - Ольга Ивановна, "все ее друзья и добрые знакомые", и те, кто занимается науками, медициной: Дымов, Коростелёв и несколько докторов.

Эти две группы персонажей - два разных мира, взаимопонимание между которыми невозможно. Что касается заглавия рассказа, то сразу вспоминается басня "Стрекоза и Муравей", где "Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза…". В басне осуждаются праздность и легкомыслие, то же самое осуждает Чехов и в героине. Её жизнь составляют ужины, поездки на дачу, путешествия, поездки к портнихе - всё это далеко от настоящего искусства, к которому стремилась Ольга Ивановна. На самом деле она только зря тратит время.

В рассказе описывается этап жизни Ольги Ивановны - начиная от замужества и кончая смертью мужа, когда она поняла, что ее муж был по-настоящему "редким, необыкновенным человеком".

Главная героиня рассказа - Ольга Ивановна воспринимает мир эмоционально, и когда о чем-то говорит, то речь идет не о реальном событии, а об ее восприятии. Например:

"Представь, после обедни венчанье, потом из церкви все пешком до квартиры невесты… понимаешь, роща, пение птиц, солнечные пятна на траве и все мы разноцветными пятнами на ярко-зеленом фоне…"

Она только играет в любовь и семью, и любит говорить о чувствах так, как это написано в романах: "Ну, после смерти отца он иногда бывал у меня, встречался на улице и в один прекрасный вечер вдруг - бац! - сделал предложение!.. Как снег на голову… Я всю ночь проплакала и сама влюбилась адски".

Она любила украшать дом, где было много китайских зонтов, мольбертов, разноцветных тряпочек, кинжалов… В разговоре чувствуется неестественность: "Дай я пожму твою честную руку" - как-то ненатурально произносит она мужу.

Она чувствует себя легко рядом с такими же людьми, как она: с представителями "творческой интеллигенции", которые тоже не живут естественной жизнью, а демонстрируют свои таланты, каждый из них "считался знаменитостью".

В главной героине возникают перемены только когда ее муж оказывается при смерти. Она стала раскаиваться, что обманывала мужа. И после того, как Коростелёв стал говорить о том, каким хорошим человеком был ее муж, только тогда Ольга Ивановна поверила, что Дымов был действительно великим человеком в сравнении с теми, кого она знала.

Автор отрицает "обывательскую жизнь", пошлость и праздность - всё это слилось в его героине.

Особую роль в рассказе играют пейзажи и цвета. Они помогают дополнить образ героев.
Например, при "описании" Ольги Ивановны используются "тусклые" цвета - это "старое перекрашенное платье" из которого портниха шьет героине наряды, это река Волга "без блеска, тусклая, матовая, холодная на вид". Белый и розовый цвета исковерканы. Если же обычно они символизируют добрые намерения, то здесь видно совсем другое: "Ольга Ивановна надела на голову Дымова "беленький платок и стала писать с него бедуина" - это произошло, когда он опасно заболел после свадьбы.
Цвет смерти - желтый. О нем говорят при описании лица Дымова и наряда, в который в данный момент облачена героиня.

Возможно автор и оставляет надежду на перерождение героя, но изучив сущность Ольги Ивановны можно не быть в этом уверенным.

Смерь Дымова только открыла глаза героини на то, каким он был хорошим человеком. Но она его не любила и теперь тоже не любит, а чувствует пока перед ним вину.

Но как было сказано раньше об ее жизни: "Порядок жизни был такой же, как и в прошлом году", то можно предположить, что скоро всё вернется на свои места и будет всё как прежде.

Автор заставляет задуматься о том, что оставаться человеком очень трудно и трудно противостоять среде, которая только называет свою жизнь чем-то возвышенным.

Главная

Выберите автора произведения

Блок А. А.
Бунин И. А.
Гоголь Н. В.
Гончаров И. А.
Горький М.
Грибоедов А. С.
Достоевский Ф. М.
Куприн А. И.
Лермонтов М. Ю.
Пушкин А. С.
Толстой Л. Н.
Тургенев И. С.
Тютчев Ф. И.
Чехов А. П.





http://soch10.narod.ru/

Rambler's Top100
Hosted by uCoz