Школьные сочинения по литературе


Тема любви в произведениях
И. А. Бунина и А. И. Куприна.

К. Г. Пуастовский писал: «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание». 

Произведения П. А. Бунина и А. И. Куприна охватывают различные аспекты любви. У некоторых персонажей это чувство вызывает ощущение полёта, у других – наоборот: ощущение близкое к печали. Ни одна из историй не похожа на другую, в каждой есть своя изюминка, ведь любовь многолика в своём проявлении. И чаще всего она необъяснима, ведь когда любят по-настоящему, никогда не могут объяснить за что именно, за какое качество любят человека, а любят просто за то, что он существует. В рассказе И. А. Бунина «Грамматика любви» некто Ивлев узнаёт именно о таком необъяснимом чувстве. Он пытается понять, что именно испытывал к Лушке помещик Хвощинский, что после смерти возлюбленной обрёк себя на одиночество и «больше двадцати лет просидел на кровати» в её комнате. Это «сложное чувство» не покидало душу несчастного помещика до самой его смерти. Рассказ «Грамматик любви» относится к той серии рассказов, которые не раз доказывают, что поистине настоящая любовь несёт за собой чаще всего печальные конец. Но есть в ней своё счастье, ведь не каждому человеку даётся в жизни этот великий мир. В рассказе А. И. Куприна «Олеся» счастье главных героев тоже длится недолго. Время, когда они находились вместе, принесло им много теплоты и нежности друг другу, подарило им обоюдную возможность почувствовать, что они кому-то дороги и очень нужны, ощутить на себе заботу любимого человека. Эти светлые мгновения не заменимы ни чем другим, они уникальны и неповторимы. Ни одна любовь не проходит без самопожертвования, если она действительно любовь. Главная героиня Олеся во имя своего чувства к Ивану Тимофеевичу не боится жизненных обстоятельств, которые пытаются помешать их счастью, и несмотря на внутренний страх идёт в церковь. Это ещё раз доказывает, что если человек уверен в своём чувстве, то никакие преграды ему не страшны, и ни один недоброжелатель не сможет уничтожить те великодушие, нежность и преданность, давно упрочившие своё место человеческом сердце. И пусть даже герои не смогли быть вместе так, как они всегда мечтали, всё равно они сохранили свою духовную чистоту и благодарны судьбе за посетившее их души чувство, за то самое чувство, которое сильнее смерти. 

«Свет» и «печаль» - это неразделимые понятия в любовных рассказах И. А. Бунина и А. И. Куприна. И часто за счастливо проведённым безоблачным временем над головами героев нависают нескончаемые тучи препятствий, жизненных обстоятельств и непонимания общества. В рассказе «Солнечный удар» И. А. Бунин знакомит читателей с необычным, но вполне жизненным случаем, когда из случайной, ни к чему не принуждающей встречи, выросло и окрепло стойкое чувство. Именно оно заставило главного героя поручика чувствовать себя «постаревшим на десять лет». Тот свет, что был пролит на его жизнь «слишком большой любовью, слишком большим счастьем», постепенно меркнул. Поручик не знал ни имени, ни адреса возлюбленной. «Розовый пароход» унёс её навсегда из жизни поручика, тем самым, дав ему почувствовать себя единственным, «так страшно несчастным во всём городе». Не просто печально, а даже трагично завершается и рассказ А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Главная героиня Вера Николаевна, как и все женщины, мечтала о сильной любви, на которую, как заметил генерал Аносов, уже больше не способны мужчины. Но именно с таким по силе чувством и уготовила ей встречу судьба. Вера Николаевна уже давно чувствовала к мужу ни что иное как «прочную дружбу» и пыталась соответствовать достойной хозяйке имения: «делать приёмы, хорошо одеваться и т. д.». Письма от загадочного Г.С.Ж. помогли ей снова почувствовать себя дорогой кому-то и любимой. А для незнакомца Желткова Вера была единственной радостью в жизни. И как впоследствии заметил и сам муж Веры: «… он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим… Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают…». Но тогда окружающие в поведении незнакомца видели лишь нечто позорное, и в одном были точно уверены, что «жалеть его нечего». Общество «произнесло» своё последнее слово, свой приговор, тем самым, только приблизило Желткова к логическому завершению его страдания. А ведь он ничего не требовал от возлюбленной, он был способен на самоотдачу и ничего не просил взамен. Светлое чувство привело страдальца к печальному концу, а Вера Николаевна почувствовала, что истинная любовь, к которой она стремилась, «прошла мимо неё».

Я считаю, что взгляд Бунина и Куприна на чувство любви похож: оба писателя в своих рассказах не раз проносили идею о том, что это преданное чувство подчас становится единственным смыслом жизни и зачастую приводит к трагедии (у Хвощинского в рассказе «Грамматика любви», у Желткова в рассказе «Гранатовый браслет»). Но есть в их мнении и различие. А. И. Куприн изображает любовь более поэтично и красиво, ставит акцент на самопожертвовании героев, на их нежном и чистом отношении друг к другу. Бунин изображает любовь разную: в его произведениях есть как исключительная преданность помещика Хвощинского, так и «псевдолюбовь» Мити и Кати. Мне ближе купринское изображение этого чувства. В его творчестве любовь не существует без романтичных и тонких отношений, без чуткого понимания человеческого сердца.

Главная

Выберите автора произведения

Блок А. А.
Бунин И. А.
Гоголь Н. В.
Гончаров И. А.
Горький М.
Грибоедов А. С.
Достоевский Ф. М.
Куприн А. И.
Лермонтов М. Ю.
Пушкин А. С.
Толстой Л. Н.
Тургенев И. С.
Тютчев Ф. И.
Чехов А. П.





http://soch10.narod.ru/

Rambler's Top100
Hosted by uCoz